В Новосибирске вышел на линию новый троллейбус на аккумуляторах

В Новосибирске вышел на линию новый вид транспорта — низкопольный троллейбус на литий-ионных аккумуляторях. Создатели назвали его амфибией за способность двигаться в двух стихиях: электрической, ограниченной контактной сетью, и воздушной — без дополнительной подпитки.

Для начала он повезет пассажиров на Ключ-Камышенское плато, но со временем соединит центр города с окраинами. Создатели рассчитывают, что новым троллейбусом заинтересуются коммерческие перевозчики — он потеснит на городских дорогах автобусы и маршрутки. Эксперты уверены, что о транспортной революции говорить пока рано, для начала нужно обновить сеть проводов и кабелей, которые порядочно устарели с советских времен. Корреспондент НГС.НОВОСТИ прокатилась в новом троллейбусе и узнала, куда он довезет пассажиров.

С 15 сентября на троллейбусном маршруте № 5а «Метро «Заельцовская» – Ключ-Камышенское плато» работает совершенно новый вид транспорта — троллейбус марки ТролЗа-СТ-5265А с низким полом и литий-ионными аккумуляторами. Около 15 км по ул. Кирова, Выборная и обратно он преодолевает без контактной сети. За несколько дней до выхода на линию троллейбус совершил пробный заезд по Красному проспекту — начальник управления пассажирских перевозок мэрии Александр Лаврентьев познакомил с ним журналистов. «Никто и не заметил, а сейчас мы едем без «рогов»!» — провозгласил он на одном из перекрестков. Но никто не удивился — троллейбусы с литий-ионными батареями, способные часть маршрута преодолеть без контактной сети, ходят по городским дорогам уже год.

Это первый в России троллейбус с автономным источником питания и низким полом, уверил г-н Лаврентьев.

По его словам, новая модель отличается дальностью автономного хода — заряда новых аккумуляторов хватает на 25 км вместо 15. Ее главное преимущество — низкий уровень пола (около 360 мм). В салон нового троллейбуса достаточно шагнуть — не нужно подниматься по ступенькам. Для маломобильных граждан и родителей с колясками предусмотрена платформа — чтобы ее откинуть, водителю нужно выйти из кабины и потянуть за рычаг.

Новый троллейбус обошелся городскому бюджету в 9,5 млн руб. Его собрали в Новосибирске на предприятии «Сибэлтранссервис». Кузов прибыл с завода в городе Энгельс (Саратовская область), а батареи сделали на местном заводе «Лиотех». Соединить одно с другим было непросто — чтобы аккумуляторы поместились под пол, пришлось уменьшить площадь салона со 100 до 96 человек, рассказал директор ООО «Сибэлтранссервис» Сергей Парфенов. В конце августа предприятие запатентовало новый вид транспорта и получило сертификат на его серийное производство. «Мы хотели назвать его «амфибия», в словаре это означает «двоякодышащий» — он может «дышать» как от контактной сети, так и без нее», — поделился г-н Парфенов.

Троллейбус-амфибия

По его словам, на 1 км пробега такой троллейбус тратит в 4–5 раз меньше энергии, чем автобус, работающий на дизеле. Его можно пустить практически по любому автобусному маршруту в городе, если его участки проходят под контактной сетью. Пока троллейбус едет под проводами, он заряжается.

Чтобы заряд был оптимальным, а батареи, рассчитанные на 7–8 лет эксплуатации, не изнашивались раньше срока, автономная часть маршрута должна составлять примерно 30 % от всей его протяженности.

Городские пробки серьезно «подсаживают» аккумулятор, но даже на загруженных улицах использовать «амфибию» выгодней. КПД электродвигателя на низких оборотах значительно выше, чем у углеводородного, объяснил разработчик. Троллейбусу на «батарейках» не чуждо и углеводородное топливо — салон с ноября по март будут отапливать обогреватели Webasto, которые работают на солярке.

Вооружившись линейкой и картой 2ГИС, корреспондент НГС.НОВОСТИ подсчитала — при нынешних возможностях литий-ионных аккумуляторов

троллейбусу хватит заряда, чтобы преодолеть расстояние до «Родников», довезти пассажиров до жилмассива «Стрижи», Пашино, Краснообска и ОбГЭС и обратно.

А вот дорогу до Сеятеля он осилит только в одну сторону — потребуется подзарядка.

Троллейбус-амфибия

Александр Лаврентьев заверил, что мэрия, по возможности, будет закупать «двоякодышащие» троллейбусы и запускать их в спальные микрорайоны. Среди вариантов — «Родники», «Снегири», «Плющихинский», а также Советский район. Тянуть туда контактную сеть и строить тяговые подстанции слишком дорого — 70–100 млн руб. Покупка троллейбусов обойдется в десятки раз дешевле, подтвердил заместитель мэра Валерий Жарков. По его словам, такой вид транспорта удобно переставлять с одного маршрута на другой в случае необходимости.

Доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин рассказал, что троллейбусная сеть в Новосибирске сложилась в 80-е годы — последняя линия в 1989 году привела троллейбусы на ул. Лазурная. Тогда в городе действовало около 40 маршрутов, которые обслуживали 360 троллейбусов. Над городскими магистралями было проложено 280 км сетей в однопутном исчислении — такая протяженность рассчитана на работу 400–500 троллейбусов, подсчитал эксперт. По данным реестра пассажирского транспорта на 1 сентября 2013 года, маршрутов осталось 14, а троллейбусов — 225. Резерв у городских сетей еще есть, несмотря на то, что отдельные участки проводов нуждаются в плановой замене и серьезно изношены — например, на Красном проспекте и на западе Заельцовского района, заключил г-н Никулин.

По его словам, троллейбусы на автономном ходу могут временно заменить скоростной трамвай — пока город ищет средства на реализацию этого проекта. Однако как альтернативу автобусам или маршруткам рассматривать их не стоит.

Секретарь общественного совета при министерстве транспорта НСО Юрий Кийко усомнился в том, что коммерческие перевозчики заинтересуются таким видом транспорта. Он предложил мэрии ставить такие машины на самые непопулярные у коммерческих перевозчиков маршруты — там, где вечером трудно дождаться транспорта, например в Пашино.

Источник: news.ngs.ru

This entry was posted in Новости and tagged . Bookmark the permalink.

Оставить комментарий